Каким должен быть современный урок?
В российских школах бытует мнение, что урок прошел хорошо, если после него учитель выходит из класса выжатым как лимон. Это называется выложиться на все 100%.
Учитель рассказывает, показывает иллюстративный материал, объясняет все на примерах. Одним словом, энергичен.
Но что делают в это время дети?
Слушают, записывают - т.е. пассивно поглощают информацию, которую предлагает педагог.
Если в ХХ в. и ранее такой вариант считался вполне приемлемым, то сейчас все больше учителей пытаются настроить учеников на самостоятельное получение знаний. Это позволит обеспечить в дальнейшем непрерывность образования, которая необходима в современном мире.
Что это означает?
Дело в том, что только ученики, которые приучены к самостоятельной работе, знают как получать информацию из разных источников и правильно использовать ее.
Активный учитель на уроке приковывает все внимание к себе. Возникает ложное представление, что урок прошел идеально (оно, кстати, активно поддерживается дирекцией и родителями). К сожалению, на таких занятиях дети мало работают самостоятельно.
Ошибочно думать, что относительно пассивный учитель - это плохой учитель.
Дети должны отрабатывать полезные навыки, которые им потом пригодятся:
умение работать с учебником
словарем, атласами
поиск информации в сети.
Лучшим становится тот урок на котором предоставляется такая возможность.
Сразу стоит оговориться, что роль учителя тут условно пассивная. Он не сидит на стуле (как можно было подумать), а активно мониторит учеников.
Пока дети читают учебник и ищут нужную информацию у учителя есть возможность подойти к каждому и объяснить какой-то непонятный термин, показать как правильно использовать словарь и т.д.
Плюсом такого подхода будет не только то, что каждый работает в своем темпе. Это также способствует развитию самостоятельности и помогает учителю подтянуть более слабых учеников.
Секрет хорошего урока именно в его полезности для учеников. Чем больше нового они вынесут с одного занятия, тем продуктивнее будет процесс обучения.